Предположительно в период между 2 в. до н. э. и 2 в. н. э. древнеиндийский философ Патанджали систематизировал на­копленные к тому времени данные по йоге в своей книге «Йогасутра». Работа была написана в виде афоризмов, где кратко и схематично излагалась йога. Позже появились многочисленные комментарии к этому труду и комментарии к коммен­тариям.

Патанджали описал Аштанга-йогу, или восьмиступенчатый путь тренировок: 1) Яма; 2) Нияма; 3) Асана; 4) Пранаяма; 5) Пратьяхара; 6) Дхарана; 7) Дхъяна; 8) Самадхи. Продви­гаясь вверх по этим ступеням, ученик достигает гармонии тела и сознания полного господства над собой.

Система Патанджали была признана практически всеми авторитетными последователями йоги. В ней отражены все аспекты йоги: Яма и Нияма составляют Крия-йогу; Асана и ПранаямаХатха-йогу; Пратьяхара, Дхарана, Дхъяна и Са­мадхиРаджа-йогу; Джнани-йога и Бхакти-йога опираются на принципы Ямы и Ниямы. Карма-йога имеет отношение к любым действиям, следовательно, практическая реализация системы Патанджали — тоже Карма-йога, Лая-йога, Тантра-йо­га, Кундалини-йога, Мантра-йога, и Прана-йога — направления Раджа-йоги с элементами Хатха-йоги.

Подобная систематизация аспектов йоги несколько условна, поскольку, как уже упоминалось выше, они взаимосвязаны и проникают друг в друга. Например, Хатха-йога, хотя и опирается на Асану и Пранаяму, заимствует ряд положений Ниямы (диета, гигиенические приемы и т.п.), Пратьяхары (отвлечение чувств) и Дхараны (концентрация внимания).

Яма — правила общественного поведения. На этой стадии человек обучается гармонии с обществом, в котором живет. Живя в обществе, нельзя быть свободным от него, от связей с ним (экономических, культурных и др.). Человек — существо общественное. Все дальнейшие успехи в йоге целиком зависят от окружающих общественных условий и от способностей ученика гармонировать с ними.

Нияма — кодекс личного поведения. На этой ступени Ученик работает над внутренним самоусовершенствованием, очищая себя физически, умственно и духовно.

Асана — положение тела, поза. На этом этапе происходит обучение различным упражнениям для подготовки тела и созна­ния к дальнейшим ступеням.

Пранаяма — контроль над энергетическими процессами орга­низма в основном с помощью дыхательных приемов и само­внушения.

Эти четыре ступени, способствуя культурному развитию личности, оказывают на нее также мощное психофизическое воздействие, гармонично ее совершенствуют, расширяют диапа­зон адаптации ко всевозможным отрицательным и чрезмерным раздражителям, создавая высокий уровень здоровья. Это и есть Хатха-йога, с ней мы в основном и будем иметь дело в этой кни­ге, взяв на вооружение элементы третьей и четвертой ступеней йоги, т. е. Асану и Пранаяму, а также Яму и Нияму.

Пратьяхара — отвлечение чувств, осуществление полного кон­троля над ними.

Дхарана — концентрация внимания, память, терпение, сдер­жанность.

Дхьяна — медитация или созерцание объекта.

Самадхи — устойчивая, управляемая Дхьяна, или состояние психического транса.

Последние четыре ступени дают человеку возможность пол­ностью контролировать работу тела и сознания и управлять ими. Ему становится по плечу решение любых реальных задач. Но ов­ладение этими стадиями возможно только с помощью компе­тентного учителя и после освоения первых четырех ступеней.

Хатха-йога для начинающих

Возможно, Вас также заинтересует: