Учение йогов — одно из самых древних. Есть предположения, что йога и ее последователи существовали около 10 тыс. лет тому назад. Об этом свидетельствуют древнейшие памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды (а точнее, «Ригвёда», которая, по мнению ученых, создана более 2,5 тыс. лет до нашей эры). Они представляли собой сборники знаний той эпохи и содержали самые разнообразные сведения: описание обрядов, поэтические гимны, воспевающие красоту природы,
свод законов (Дхарма), регламентирующих социальную жизнь общества, и т. п.; в них были предприняты первые попытки постичь тайны окружающего мира и жизни человека.

В Древней Индии жизнь человека условно делилась на несколько этапов: период детства; период обучения; период супружеской жизни и активной социальной деятельности и период отшельничества. Человек появлялся на свет, рос, развивался, занимал определенное общественное положение, а в преклонном возрасте уходил в труднодоступные места, горы, предавался размышлениям о прожитой жизни, делился своим жизненным опытом, мировоззрением с учениками, которые обычно окружали мудрецов, или, как их называют в Индии, риши, гуру, садху, саньяси. Их опыт обобщался в течение тысячелетий, тщательно отрабатывался и испытывался в различных условиях разными людьми. Так появилась йога, путь психофизического самоусовершенствования, позже превратившийся в стройное учение. Именно богатое практическое обоснование привлекло к йоге различные философские школы, которые с ее помощью пытались утвердить собственное превосходство над другими школами. Практически все древние философские системы Индии, как материалистические (чарвака), так и идеалистические (буддизм, ведантизм), в той или иной мере использовали йогу. Пытаясь закрепить свою исключительность в сознании людей, эти системы придавали йоге мистический характер, держали в секрете от непосвященных ее практику. Для индийцев йога была методом соединения души с Абсолютом (первопричиной, основным началом всего существующего). Суть этого метода заключалась в том, что при соответствующей тренировке ума достигался более высокий уровень сознания. От путешественников из других стран и колонизаторов тайны йоги тщательно скрывались. Для них было доступно лишь внешнее знакомство с «чудесами» и фокусами йогов. Такая скрытность йогов объяснялась не только негативным отношением индийцев к колонизаторам и попыткой сохранить это учение в неприкосновенности и без искажений, но и традицией Востока, согласно которой йога может передаваться лишь от Учителя (Гуру) непосредственно Ученику (Челя), постепенно, от простого к сложному. Гуру строго следил за тем, чтобы Челя получал информацию и осваивал ее ровно настолько, насколько он способен был ее воспринять. Причем сам Учитель уже прошел путь ученичества и испытал на себе методы йоги. В этом состоит рациональный научный подход к воспитанию вообще. На Западе же нередко пытаются добиться цели (и йога не исключение) любыми путями и средствами, нарушая методические рекомендации, не изучив одного вопроса, переходят к другому и так далее. Так заниматься йогой нельзя. Она рассчитана на «человека разумного» в прямом смысле этого слова.

Тот факт, что учение йоги дошло до наших дней, свидетельствует о его рациональности и целесообразности для современных людей. В Индии йогов можно разделить на две группы: Йоги-философы и йоги-практики. У йогов действительно существует своя философия, имеющая дуалистический характер, поскольку содержит идеалистические и материалистические концепции. Мировоззрение йогов представляет интерес не для широкого круга людей, а лишь для специалистов-философов, занимающихся исследованием индийских философских систем. Йоги-практики уделяют внимание в основном одному из аспектов учения йоги, а именно Хатха-йоге. При этом йоги-практики разделяются на непрофессионалов и профессионалов. Непрофессионалы — это люди, занимающиеся йогой для поддержания либо для развития своих способностей, гармонии, т. е. для физического, психического и духовного самоусовершенствования. В Индии для них созданы так называемые   Институты йоготерапии и йогокультуры. Профессионалы руководят работой институтов йоготерапии, йогоцентров, обучают йоге и лечат больных людей, используя методы йогов. Большинство из них — врачи, причем прекрасно знающие как народную древнеиндийскую науку о лечении болезней (Аюрведу), так и современную медицину. Они прекрасные диагносты, свободно расшифровывают электрокардиограммы и электроэнцефалограммы, знают все системы лечебных гимнастик мира, знакомы со всеми видами массажа, следят за передовыми достижениями современной медицинской науки.

Есть еще одна, к счастью, немногочисленная группа последователей йоги, которые используют ее приемы для демонстрации всевозможных трюков и фокусов, нередко небезопасных для здоровья. Истинные йоги в Индии никогда своими способностями не хвастаются. Это очень скромные люди, и с превеликим трудом, и далеко не всех из них удается уговорить согласиться даже на участие в научно-медицинских экспериментах.

Йога популярна во всем мире. Почти во всех странах созданы общества, секции, клубы, институты йоготерапии и йогокультуры или лаборатории при колледжах, университетах, научно-исследовательских институтах, которые пытаются объяснить и научно обосновать достижения йогов с помощью современных методов исследования, а также проводят практические занятия с желающими овладеть йогой. Эти организации часто приглашают специалистов из Индии. Непосредственно в Индии с 1965 г. действует Указ об изучении йоги в учебных заведениях, полиции и армии. В ряде стран Хатха-йога введена в систему обязательной физической подготовки военнослужащих, в первую очередь летчиков и подводников. Успешно используют многие прикладные методы йоги спортсмены и космонавты. В ряде стран практические комплексы Хатха-йоги регулярно передают по телевидению. Созданы Международный всемирный союз йоги со штаб-квартирой в Стокгольме и Европейская ассоциация йоги, штаб-квартира которой находится в Будапеште. Миллионы любителей занимаются самостоятельно, в домашних условиях.

Ревностными поклонниками физического воспитания по системе Хатха-йога были видные государственные и общественные деятели, известные ученые, представители культуры и искусства. Хатха-йогой занимались не только Махатма Ганди и Джава-харлал Неру, но также бывший президент США Джон Кеннеди, в Советском Союзе — Ф.Э.Дзержинский, К.С.Станиславский и др. Положительно относился к системе Хатха-йога лауреат Нобелевской премии, академик И. П. Павлов. Бывшая премьер-министр Индии Индира Ганди брала уроки у руководителя Делийского центра йоги Дхирендры Брахмачари.

Чем же вызван такой интерес к йоге? Прежде всего ее громадными возможностями в плане поддержания отличного здоровья, профилактики и лечения многих заболеваний. Советы йогов по вопросам дыхания, питания, работы, отдыха, физической тренировки и гигиены совпадают с последними рекомендациями современной физиологии и медицины. Йога способствует установлению психического равновесия, что в наш век стрессов и психологических перегрузок на фоне гиподинамии имеет огромное значение. Психическое и физическое здоровье дают человеку радость, счастье, обеспечивают высокую работоспособность и долголетие.       Это не голословное утверждение. Последователи Хатха-йоги действительно выглядят очень молодо даже в преклонном возрасте, имея при этом отличное здоровье, прекрасную физическую форму и высокую работоспособность. Они обычно скрывают свой возраст, резонно полагая, что им столько лет, насколько хорошо функционируют их главные внутренние органы. Можно за год состариться, как за десять лет (под воздействием болезней, переживаний и т.п.), и наоборот, за десять лет состариться, как за год, ведя естественный образ жизни и нейтрализуя с помощью йоги действие вредных факторов на организм. При этом еще очень важен психологический настрой, так как он влияет на поведение человека и образ его жизни, заключает функционирование организма в определенные возрастные рамки, что сказывается на изменении скорости старения. Этим и объясняется скрытность йогов. Они утверждают, что могут жить столько, сколько захотят. И возраст больше 100 лет для них не редкость.

Если читатель хочет достичь успехов в йоге, он должен придерживаться указанных в этой книге рекомендаций и постепенно осваивать их практически. Можно прочитать десятки книг по йоге: этого будет достаточно для того, чтобы в компании друзей блеснуть оригинальностью суждений, но йогом без практических занятий не станешь.   Поэтому не так часто можно встретить истинного йога даже в самой Индии. В этом отношении не потеряло своей актуальности древнее высказывание: «Из тысячи человек один занимается йогой, из тысячи занимающихся лишь один становится йогом».

Есть у йоги и противники. Их можно разделить на три группы. К первой относятся люди слабохарактерные, ленивые, которые негативным отношением к йоге хотят прикрыть свою пассивность. Ко второй группе относятся некоторые спортсмены и даже врачи, которые видят в йоге конкурента для своей деятельности. И, наконец, третью группу составляют невежественные люди, либо получившие искаженную информацию о йоге, либо вообще ничего толком о ней не знающие.

Предлагаемая книга предназначена для людей, решивших заниматься йогой как средством гармонизации личности, поддержания здоровья, высокой работоспособности и профилактики болезней. Лишь отчасти ее можно рекомендовать лицам, страдающим хроническими заболеваниями, да и то с оговорками: необходимо разрешение лечащего врача на занятия йогой; заболевания не должны угрожать жизни больного; при занятиях не должно ухудшаться состояние здоровья; нельзя заниматься физическими упражнениями при повышенной температуре, болевых ощущениях, в острых периодах заболевания и при обострении хронических болезней; детям до 6 лет, а людям старше 60 лет следует соблюдать большую осторожность и постепенность; женщинам нельзя выполнять физические упражнения во время менструаций, с начала IV месяца беременности и можно возобновить занятия через 3—4 мес после родов; кроме того, всем страдающим хроническими заболеваниями необходимо внимательно ознакомиться с противопоказаниями по применению отдельных методов и выполнению упражнений. Всегда следует помнить, что йога — не панацея от всех болезней, тем более при лечении без непосредственного руководства йога-специалиста. Но гармонизирующее воздействие системы йогов часто излечивает от всевозможных недугов, так как организм начинает работать в естественном режиме и побеждает болезнь.

Для тех, кто будет заниматься по программе, изложенной в этой книге, можно порекомендовать ознакомиться с работами следующих авторов-йогов: Дхирендра Брахмачари, Рамкумар Шарма, Свами Шивананда. Книги этих авторов рассчитаны, как правило, на людей, знакомых с азами йоги, и поэтому по ним следует заниматься только после усвоения материала, предлагаемого в нашей книге.

Хатха-йога для начинающих

Возможно, Вас также заинтересует: